LavkaLi.ru - Лавка Ли - традиционные китайские печати, готовые и на заказ

История китайской печати: от древности к современности

Интересная статья об истории китайских печатей, о том, какую роль они играли в истории Китая и как ценились императорами. Вы также узнаете примеры надписей на печатях и какие виды печатей сохранились и активно используются и в наши дни. А цитаты старых мастеров резки печатей помогут глубже понять суть этого древнего искусства.

Печать как символ авторитета и власти

Первые китайские печати выполняли роль клейма, определяющего и подтверждающего принадлежность вещи хозяину. Оттиски печатей ставили на документах и предметах быта.

С течением временно печати в Китае становятся символом авторитета власти. Истинный владелец печати часто имел право определять судьбу не только какой-либо вещи, но и судьбу человека.

Подделка печатей строго каралась. Так из «Уголовных установлений эпохи Тан» (Тан люй шу и) мы узнаём, что: «Всякий, кто поддельно изготовил какую-либо из Восьми императорских печатей, наказывается обезглавливанием».

Не менее суровому наказанию подвергался и тот, кто подделывал Печать престарелой вдовствующей императрицы или наследника престола – он наказывался удавлением.

За подделку любой другой официальной печати  налагалось наказание ссылкой на 2000 ли (фактически приравнивалось к смертной казни) или каторгой сроком на год.

<pЗа утерю печати китайского чиновника непременно наказывали снятием с должности, понижением в должности или штрафом. Все найденные на поле боя печати подлежали обязательной сдаче командиру. Нашедшего печать обязательно награждали.

Печать как объект искусства

Для большинства народов печати так и остались главным атрибутом только юридических действий. Древний Китай тоже шёл по этому пути, но была, и сохраняется до настоящего времени, одна особенность, которая отличает его от других стран.

Печать в Китае стала произведением искусства, а изготовление печатей ценилось наравне с искусством живописи, каллиграфии, поэзии и справедливо было отнесено к культурному наследию Поднебесной.

Для изготовления  печатей использовали различные материалы. Сначала это были кости животных, дерево, металл. Позже стали использовать определённые породы драгоценных и полудрагоценных камней: агат, нефрит, хрусталь. Императорские печати часто делали из золота.

Боковые грани печати украшались поэтическими строками или различными благопожеланиями. Зачастую навершия печати тоже были произведениями искусства. Как правило, они украшались фигурками животных, например, использовалась фигура льва как символ власти и процветания. Но не этим определялась ценность печати.

Печать в качестве произведения искусства отвечала трём аспектам: законам композиции, стилю каллиграфии и мастерству гравировки. Любое отступление от этих канонов не допускалось и превращало печать в обычный утилитарный предмет.

Мастер-резчик печатей должен владеть всеми этими умениями, чтобы на ограниченном пространстве композицией из нескольких иероглифов достичь высочайшего эстетического эффекта. Вот почему имена знаменитых китайских резчиков вошли в историю наряду с именами императоров, политиков, деятелей науки и культуры.

Тайна Наследной печати

История китайской печати уходит в глубокую древность. В пекинском Запретном дворце (Гугун) хранятся две печати я-цинь-инь и ци-цзы-инь, которые по внешнему виду и по характеру написания иероглифов относят к периоду Инь-Шан (примерно 1050 г. до н. э.). Однако многие исследователи сомневаются в достоверности этих данных.

Более достоверные данные об обнаруженных образцах китайских печатей относятся к периоду Чжань Го (403-221 гг. до н.э.). Согласно древним письменным источникам, известно, что печати использовались ещё раньше -  в период Чюнь Цю (771-403 гг. до н.э.).

Хотя в основном на древних печатях гравировались иероглифы, известны печати и с рисунками на лицевой стороне. Наиболее известная печать такого типа – это печать первого императора Китая Цинь Шихуаньди.

Наследная печать была изготовлена из знаменитого нефритового камня Хэ Ши Би в 221 г. до н.э. в честь победы над противником и объединения всех царств под властью единого императора.

По приказу советника императора Ли Сы, который написал текст, мастер-резчик Сунь Шоу выгравировал на печати: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». Оттиск печати изображал летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

В период династии Хань (206 г. до н.э.-219 г. н.э.) печать получила название «Наследная печать царства Хань». Печать была объектом постоянных интриг во время борьбы за власть в последующие эпохи Вэй, Цзинь, периода Шестнадцати царств, династий Суй и Тан. В эпоху Пяти династий и десяти царств (907-960 гг.) печать была утрачена.

Последующие китайские династии Сун, Юань и Мин не имели Наследной печати. Во время династии Цин (1644-1911 гг.) императоры не раз отдавали приказы изготовить   подобные печати с тем, чтобы принизить значение исторической Наследственной печати.

Предпринимались даже попытки выдать одну из новых императорских печатей за утраченную Наследную печать. Одно время она хранилась в Запретном городе вместе с другими императорскими печатями. Однако многие эксперты не рассматривают ее в качестве исторической Наследной печати Цинь Шихуанди.

Надписи на печатях

На печатях делали различные виды надписей.  Наиболее часто использовался вид чжуань-шу (篆书). Такой вид начертания иероглифов не всегда был знаком обычным (даже образованным) людям, и они не всегда могли расшифровать надпись на печатях. Это порождало таинственность и добавляло значимости  печатям.

Приведу примеры надписей на печатях.

Надпись на печати 半途不废. Смысл надписи –«Не бросай [начатое] на полпути».

Надпись на печати 寿. Смысл надписи - «Долголетие»

Надпись на печати 一笑泯千愁. Смысл надписи – «От одной улыбки исчезнут тысячи печалей».

К гравировке иероглифов на печати предъявлялись особые требования: благозвучие надписи,  соответствие времени и 6 стилям написания иероглифов.

Надпись на печати должна быть очень изящной. Иероглифы не должны вступать в противоречия, т.е. должны быть совместимыми. Не допускается смешение стилей написания иероглифов.

Совершенство в изготовлении печати во многом зависело от опыта и знаний резчика.   Он должен был достичь абсолютного баланса пустоты и плотности заполнения  пространства на поле печати. Для этого резчик должен чувствовать структуру каждого отдельного иероглифа. Только в этом случае печать могла вызвать восхищение.

Искусство резчика печатей приравнивалось к искусству каллиграфии и во многом зависело от техники резьбы и используемого инструмента. Подобно тому, как мастер использует большую или очень тонкую кисть для создания шедевра.

Мастер Чжу Цзянь эпохи Мин считается первым, кто приравнял резец к кисти каллиграфа. Используя острый нож как кисть, мастер-резчик печатей должен  выразить всю красоту китайского иероглифа.

Мастер  ЧжуЦзянь был поэтом и большим знатоком иероглифов. К искусству резьбы печатей он относился как к изготовлению гравюры на камне. Им опубликовано несколько книг по технике резьбы печатей.

Мастер династии Цин Е Эркуань говорил: «Можно улучшить композицию, инструмент или материал для печати, но нельзя ничем заменить вдохновение мастера-резчика. Дух печати зависит от духа мастера».

Виды печатей

Прежде всего, печати разделяются по способу резьбы на иньские (при оттиске получается белая надпись на красном фоне) и янские (красная надпись на белом фоне).

Официальные печати. Принадлежность и назначение таких печатей не требует комментариев.  В первой части статьи было написано, что у императора в эпоху Тан было 8 таких печатей. Естественно были печати у судов, казначейства, таможенной службы и т.д.

Авторские или именные печати. На них вырезают фамилию, имя или хао (псевдоним, второе имя).

В Китае человеку было принято давать на протяжении жизни несколько имён, которые он менял по достижении определённого возраста, изменения своего статуса и т.д.

Кроме того, люди определённых профессий (врачи, банковские служащие, таможенники) обязательно должны иметь свою именную печать, которую они ставят рядом с официальной печатью учреждения. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Студийные печати. Это печать мастерской, цеха и т.п. Аналогом могут служить современные знаки происхождения товара (винные погреба…, ткани из цехов…)

Печати коллекционеров.Обычно печати коллекционера имеют небольшой размер. Аналогом такой печати может служить экслибрис.

Печати свободного стиля. На них вырезают фразы и пожелания. Их выполняют в свободном стиле и, как правило, на камнях неправильной формы. Обычно оттиски таких печатей художники  ставят в различных местах картины.

Задать вопрос >

Заказать индивидуальную печать >

Выбрать и приобрести готовую печать >

 

По материалам сайта wan-shi-ru-yi.com
Автор Анна Подчернина

Все изображения и тексты на сайте LavkaLi.ru защищены авторским правом. При любом использовании материалов сайта просим ставить ссылку на http://lavkali.ru